Житие Василия Блаженного содержит весьма зловещий эпизод. Подойдя однажды к Варварским вратам Китай-города, юродивый увидел толпу богомольцев, пришедших поклониться выставленной на воротах иконе Богоматери, слывшей чудотворной. Вместо того, чтобы присоединиться к молящимся, Василий Блаженный неожиданно обратился к своему ученику с требованием разбить омерзительный образ. Когда ученик в ужасе отказался выполнить приказ, юродивый сам схватил камень и что есть силы швырнул им в святой образ, расколов его на части. Когда же разгневанная толпа привела «святотатца» на суд, Василий Блаженный показал, что под верхним слоем краски на иконе скрывается изображение сатаны...
Донаты
Поделиться
Veda_K
КОНТАКТЫ:
Адописные иконы: как и зачем на иконах тайно рисовали чертей
Раиса- АКТИВНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2020-08-20
Житие Василия Блаженного содержит весьма зловещий эпизод. Подойдя однажды к Варварским вратам Китай-города, юродивый увидел толпу богомольцев, пришедших поклониться выставленной на воротах иконе Богоматери, слывшей чудотворной. Вместо того, чтобы присоединиться к молящимся, Василий Блаженный неожиданно обратился к своему ученику с требованием разбить омерзительный образ. Когда ученик в ужасе отказался выполнить приказ, юродивый сам схватил камень и что есть силы швырнул им в святой образ, расколов его на части. Когда же разгневанная толпа привела «святотатца» на суд, Василий Блаженный показал, что под верхним слоем краски на иконе скрывается изображение сатаны...
Раиса- АКТИВНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2020-08-20
Суть явления
Так впервые в литературном памятнике XVI века всплывает упоминание о так называемых адописных иконах – легендарном культурном феномене в истории русской православной иконописи, когда под традиционными образами святых скрывались богомерзкие дьявольские изображения. Этнографы XIX века описывали адописные иконы так: иконописец изображал разного рода адскую нечисть, покрывал изображение слоем грунта, а сверху, уже вторым слоем наносил каноническое изображение святого. Описываются и упрощенные варианты адописных икон, когда святому просто пририсовывали рожки, скрываемые затем верхним слоем краски, прятали рожицу черта под оклад или крепили «окаянное» изображение с обратной стороны образа.
Раиса- АКТИВНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2020-08-20
Кому и зачем это нужно
Феномен адописных икон муссировался в прессе XIX века преимущественно в контексте излюбленной «теории заговоров». Поскольку к инакомыслию и любому вероисповеданию, отличному от официального православия, царское правительство относилось крайне неблагосклонно, а вероотступничество считалось тяжелым уголовным преступлением, слухи о всяческих мифических кознях иноверцев и еретиков пользовались большой популярностью и нередко приводили к настоящим трагедиям. Ярким примером тому служит так называемый «кровавый навет» на евреев, обвиняемых в якобы совершаемых ими ритуальных убийствах христианских детей, за что первые неоднократно подвергались зверским погромам. Похожая ситуация складывалась и вокруг адописных икон. В создании подобных скрытых изображений обвиняли староверов, якобы боровшихся таким образом с образами западного «фряжского письма», или представителей секты жидовствующих, выступавших против поклонения иконам как такового.
Раиса- АКТИВНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2020-08-20
Мошенничество или безобидная шалость
Совсем иные мотивы в создании подобных изображений усматривал писатель Николай Лесков, сам некогда увлекавшийся иконописью. В повести «Запечатленный ангел» его персонаж приобретает у недобросовестного бродячего торговца икону, которая оказывается адописной. Подлог перед горемычным покупателем разоблачает другой торговец: «...колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик». Однако тут же выяснилось, что вовсе не из добрых побуждений второй торговец разоблачил обман, а лишь затем, чтобы самому получить заказ и поживиться. «И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами...», – завершает рассказ герой Лескова.Максим Горький же на собственном примере заставляет задуматься, не могли ли легендарные адописные иконы быть следствием обычной шалости иконописца. Вспоминая период, когда он сам еще ребенком работал в иконописной мастерской, Горький в беседе с мемуаристом Ильей Сургучевым признавался, что получил там прозвище «дьяволенок», поскольку от отсутствия веры так и норовил подбить товарищей по цеху пририсовать святым рожки. Когда же покидал мастерскую, один из друзей специально для него сделал икону с изображением румяного дьявола с рожками, которую Горький, по словам Сургучева, так и хранил у себя всю жизнь как память.
Раиса- АКТИВНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2020-08-20