Клятва Велесом
«В лето 907-е. Пошёл Олег на греков... Учиня мир, клятвою с обеих сторон утвердили, послы греческие крест целовали, а Олег со своими поклялся по своему закону – оружием, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом».
Волос, таким образом, упомянут в договоре Руси с Византией 907 года как второй по значимости бог после Перуна. «Скотий бог» означало, по согласному мнению большинства исследователей, бог стад, благополучия, достатка, богатства. Что и неудивительно, так как договор устанавливал правила для безопасной торговли русских купцов в Константинополе. Если Перун, как считается, был по преимуществу дружинным богом, покровительствовавшим на войне, то Волос или Велес приносил удачу в торговле.
Правда, в договорах 912 и 945 года с Византией Волос не упомянут. Русские князья и послы клянутся Перуном, а русские христиане (в 945 году) уже целуют крест, как и византийцы. Но зато в договоре 971 года, которым дружинники Святослава обеспечивали себе право почётного отступления с оружием из осаждённого греками Доростола, русские снова клянутся Перуном и Волосом.
Культ Велеса долго сохранялся в Ростово-Суздальской земле. В 1010 году новгородский наместник Ярослав, сын киевского великого князя Владимира, совершил поход на язычников этого края, поклонявшихся Велесу. В том месте, где потом возник город Ярославль, Ярослав зарубил секирой священного «лютого зверя» (медведя, как традиционно предполагается), который считался посвящённым Велесу и которому местные жители приносили человеческие жертвы. После чего заставил всех креститься.
Там в Ярославле, где произошёл поединок, впоследствии построили церковь во имя святого Власия, считавшегося на Руси покровителем скота, как некогда языческий Велес-Волос. Власьевский конец города в честь церкви святого Власия был в Новгороде. В Ростове Великом, как свидетельствует житие святого Авраамия Ростовского, до конца 11 века сохранялся идол Велеса. Город Волосово под Петербургом, как полагают лингвисты, также носит имя древнего языческого божества. Велес упоминается в нескольких древнерусских христианских поучениях против язычества. Наконец, «Слово о полку Игореве» конца 12 века именует вещего поэта былых времён Бояна – внуком Велеса.
И вот, как же, при такой широкой распространённости культа Велеса-Волоса, Владимир исключил его из своего пантеона?