А ему отвечают: «прости, прости! Тебе легче станет!».
Не станет. Если не готов человек принять тяжесть прощения, ему станет ещё тяжелее. Ведь теперь даже жаловаться или вспоминать нельзя. Ты же простил!
Прощение без раскаяния и без честной просьбы того, кто причинил зло, это вот что.
Это принятие чужого греха и чужой ответственности на себя.
Вот поэтому так тяжело прощать настоящее зло, неисправленное и нераскаянное. Это здоровенная глыба, которую взваливает на себя тот, кто простил, но был не готов к прощению.
Только очень сильный духовно человек такую глыбу может унести. А обычному тяжело. Ведь нести ее придётся всю жизнь; да ещё знать, что прощенный злодей идёт налегке и продолжает творить гнусности.
Психотерапевт с огромным стажем Сюзан Форвард заметила, что пациенты, которые уверяли, что простили своих злодеев-родителей, не чувствовали никакого улучшения от терапии. Простили инцест, избиения, унижения, а легче им не стало. Становилось все хуже и хуже…
Прежде чем принуждать себя к прощению, проверьте, достаточно ли у вас сил нести тяжесть чужой вины?
Готовы ли вы принять ответственность другого человека?
И нужно ли ему ваше прощение? Просит ли он об этом? Пытается ли загладить вину? Компенсировать вред?
Нет? Так и не надо спешить. Сначала надо набраться сил и залечить раны души. И сначала надо простить себя. Потому что поспешное принудительное прощение - это признание своей вины. «Я тоже виноват! Я позволил так поступить со мной. Я это заслужил!», - вот какие тайные мысли порождает поспешное прощение.
К прощению надо прийти сильным и исцелённым. А не наоборот: простить, а потом исцелиться. Если вина тяжела, если гнусность огромна, сначала надо решить, способны ли вы вынести тяжесть чужой ответственности.
Потому что прощать настоящее зло очень тяжело. А тому, кто его причинил, ваше героическое прощение совершенно безразлично. Он не просит. Не раскаивается. И не заслуживает прощения. Сначала надо позаботиться о жертве зла - о себе. А потом, если будут силы, сознательно прощать. И принимать тяжесть на себя.