Симаргл/Семаргл/Симарьгл — самое непонятное божество, входившее в киевский Пантеона князя Владимира, отвергнутый киевлянами. Если отбросить откровенные фантазии о Переплуте (боге семян и корней) и «вестнике» между небом и землей, смести в корзину явные ошибки переводчиков Летописей, то получается совсем немного информации…
Происхождение крылатого божества «Симарьгла» — вполне органично можно проследить. Он стоял особняком, как отдельная фигура, и в пантеоне Северо-Восточной Руси. Скорее всего, «Симарьгл» восходит к «Симургу» (Сэнмурву), индоиранскому божеству — крылатому грифону. Древние славяне заимствовали его у своих сарматских «завоевателей». Там он звался — «Симаргом».
Вполне понятна тогда версия, почему Владимиром Святославичем этот бог был включен в предложенный Киеву новый Пантеон.
Симарьгла нельзя рассматривать в отрыве от Хорса. Тоже чужака. Их появление во второй половине X века (при князе Владимире) вполне логично. Политически оправдано. Связано это с хазарами, чьи многочисленные общины еще существовали в землях киевских. Не могли не быть и в самом стольном граде: наряду с русью, славянами, потомками сарматов и прочей «этнической солянки» восточного происхождения.«...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
После убийства брата Ярополка и ухода варягов в Новгород и Царьград, позиции князя Владимира были — вряд ли прочны. Пришлось покупать симпатии всей Руси, и особенно южнорусского населения (киевского, в первую очередь). Поэтому княжеско-дружинный бог-покровитель Перун — назначен был верховным «отцом». А ниже на ступеньку расположили тех божеств, что пользовались популярностью у местных общин. Но их подчиненное Перуну положение не устроило почти всех. Народец взбунтовался…
(Иллюстрация из открытых источников)
«[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]» явно обладал функциями бога-воина, в славянском фольклоре соединился с орлом. В Болгарии, Македонии, Боснии и Сербии эта птица считалась повелителем дождя и града. Он мог по призыву вождей или героев — пролететь над толпами врагов в неравной битве. Насылая на их головы огонь, болезни и другие несчастья. Теми же стихиями он карал за неуважение к себе.