Они умеют точно вычислить наши слабые места и используют их против нас. С помощью хитрых уловок заставляют служить своим целям в ущерб нашим интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.
1. Помните о своих правах
Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:- на уважение со стороны других людей,
- выражать чувства, мнения и желания,
- устанавливать приоритеты,
- говорить «нет», не чувствуя себя виноватым,
- получить то, за что заплатил,
- выражать взгляды, отличающиеся от взглядов других людей,
- защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз,
- строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.
Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.
2. Держите дистанцию
В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора не ваша задача.
3. Не принимайте его слова на свой счет
Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас.Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:
- Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
- Насколько обоснованы его ожидания и требования?
- Насколько сбалансированы наши отношения? Может, только один из нас вкладывается в них, а второй получает выгоду?
- Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?
Ответы на вопросы помогут понять, в ком проблема — в вас самих или в другом.
4. Задайте ему проверочные вопросы
Манипуляторы одолевают просьбами или требованиями, заставляя забыть нас о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.
- «Ты считаешь, что это разумная просьба (требование)?»
- «По-твоему, это честно по отношению ко мне?»
- «У меня может быть свое мнение по этому поводу?»
- «Ты меня спрашиваешь или утверждаешь?»
- «А что я получу в итоге?»
- «Ты действительно рассчитываешь, что я… (переформулируйте его просьбу/требование)?»
Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Если он обладает хоть малой долей самокритичности, то скорее всего отступит. Хотя, конечно, встречаются и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.
5. Не спешите!
Еще один излюбленный прием манипуляторов — добиваться от вас немедленного ответа или действия.В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей. В терминологии специалистов по продажам это называется «Закрыть сделку». Если вы чувствуете, что на вас давят, — не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас.
Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте, хотите ли вы продолжать обсуждение и достичь более справедливой договоренности, или же лучше вообще сказать «нет».
6. Учитесь говорить «нет» — дипломатично, но жестко
Умение говорить «нет» — важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения с визави. Вы имеете право устанавливать приоритеты, не испытывая при этом чувства вины.7. Дайте отпор обидчику
Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе — в школе, в семье, на работе.
Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.Привлеките других людей как свидетелей или для поддержки. Противостоять обидчику нужно сообща
Решив дать отпор обидчику, сохраняйте чувство собственного достоинства, привлеките других людей как свидетелей или для поддержки, позаботьтесь о письменных доказательствах недопустимого поведения. Столкнувшись с психологическим или физическим насилием, проконсультируйтесь с юристами. Противостоять обидчику нужно сообща.