Считается, что на каждом поле есть свой дух, который помогает людям. Полевик, также, как и домовой, банник, дворовой и другие — духи-соседи людей или духи-покровители людей. Каждый из духов отвечает за определённую область, которая ему вверена. Здесь он является хозяином и от его поведения и настроения зависит благополучие или неблагополучие данной области. Соответственно, дух поля отвечает за урожай, за то, чтобы никто не повредил поля, чтобы дикие животные не вытоптали всходы, чтобы полевые культуры получали достаточно влаги и не страдали от жаркого солнца в знойный день. Полевик охраняет поле, заботиться о полевых культурах и, конечно же, самих людях, которые работают в поле. Полевик следит за благополучием пасущегося в поле стада, а также сторожит клады, которые закопаны глубоко в земле. В связи с этим, полевиков просили не только об урожае, но и о сохранности скотины, а если пасущаяся в поле скотина пропадала, полевика просили вернуть её, приносили специальные дары и совершали ритуалы, например, кидали через правое плечо кусок хлеба и три копейки.
Как представляли полевика уже понятно из некоторых названий, например, житный дед, полевой батюшко, дедко полевой и так далее. В славянской мифологии полевой дух выглядит как дедушка с длинной бородой, в лаптях и с посохом. Иногда он неотличим от человека, а иногда ему приписывают животные или растительные черты - излишняя мохнатость, рожки, хвост, копыта, борода из колосьев, телячьи уши. Также бытовали поверья, что днём полевой может выглядеть как обычный человек, а ночью появляется в виде мелькающих огоньков. Существуют поверья, что появление полевика может сопровождаться неожиданным ветром, вихрем. Считается, что полевик, дабы исчезнуть из виду, может поднимать пыль или настоящий вихрь пыли. Увидеть присутствие полевика можно по поднявшейся неожиданно пыли, по резкому порывистому ветру, который будто проносится мимо, а также по шевелению трав, которая завивается змейкой, как будто по полю бежит кто-то маленький и незаметный.