В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).
В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое -живой организм.
Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем здоровьем, как физическим, так и психическим.
Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).
Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл, средний анимический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием - рассудок, наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет - разум.
Эти три проявления разумности: здравый смысл, рассудок и разум, являются результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и интересные психологические явления.
Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь, какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных психологических элементов.
Действие внешнего мира на дух и духа на мир совершается не непосредственно, точно так же как кучер не сам непосредственно везет карету.
Органы чувств - открытые внешним впечатлениям - соответствуют материи (экипажу), дух - изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмом, - нервная сила, аналогична лошади.
Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным телом, как в воздействиях духа на материю, так и материи на дух.