Православный календарь: Отдание праздника Рождества Христова; день преподобной Мелании Римляныни.
Народные приметы: Если подует в ночь ветер с юга – год будет жарким и благополучным, с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – жди урожая фруктов. Падает мягкий снег – на урожай, а если тепло, то лето будет дождливым. Много пушистого инея на деревьях – к урожаю зерновых и хорошему медосбору. Гололед на деревьях – уродят плоды и овощи. Если в ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – жди урожая фруктов.
Народные о поверья и обычаи: Этот день – канун Старого Нового года. Вторая (богатая) кутья. С Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений. Хозяйки устраивали «щедрование», «щедровки»: наготавливали как можно больше снеди (пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники), чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей: считалось, что щедрый (богатый) стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Отсюда пошла поговорка: «Как на Маланьину свадьбу». На Васильев вечер, еще до наступления рассвета, варили ритуальную кашу – кутью.
Кутья.
Кутья – ритуальная пища, обязательное блюдо в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещения, а также в дни общего поминовения мертвых, или родительские дни (Масленичная суббота, Радуница, Троицкая суббота и Дмитриев день). Кутья представляет собой кашу из цельных зерен и ягод, а также меда, придающего блюду сладкий вкус.
Значение кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой ее состава. По народному поверью, зерна, ягоды, мед возрождают жизнь через смерть. Зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено; в городской среде рис) – символ жизни и плодородия, так как оно сохраняет, воссоздает жизнь и умножает ее. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха) – те же семена и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно. Третьим компонентом кутьи был мед или сыта (разварной мед на воде). Символическое значение меда связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», поставляющей воск для свечей. Представление о пчеле как высоком (божественном) существе нашло отражение в поверье, что она жалит только грешника. Поэтому мед применяли в обрядах в чистом виде и в составе ритуальных блюд (хмельных напитков, пирогов, пряников и проч.), в том числе и в кутье. Ритуальное вкушение подобной пищи приобщало и человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. По этому кутья входила в состав блюд святочного периода, открывающего новый календарный круг, а также использовалась в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (родины, свадьба, похороны).
В Рождественский сочельник горшок с кутьей ставили в красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для «поддержания душ» предков.
Кутья была настолько важным обрядовым блюдом, что дала название святочным трапезам. Первую, рождественскую трапезу, называли «постной» кутьей. Вторую, в Васильев вечер, – «щедрой». Третью, в Крещенский сочельник, – «голодной» кутьей.
Гадания
Гадания по кутье.
По кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. Девушки, чтобы узнать имя «суженого‑ряженого», в Крещенский сочельник выходили на улицу с ложкой кутьи под фартуком и спрашивали имя первого прохожего. С помощью кутьи узнавали и о деловых качествах будущего жениха: готовую кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит ее клевать: если ворон – то жених будет непутевый, а если сорока – то проворный.
Гадания о погоде.
Чтоб определить погоду будущего года, делали так: вечером старший мужчина в семье брал луковицу и разрезал ее пополам, выбирал чашечки половинками по числу месяцев в году, расставлял их рядком, сыпал в них соль до половины. Затем давал слева направо чашечкам названия месяцев года – январь, февраль и т. п., и загадывал, какой месяц в году будет более всех дождливый, а какой менее. Чашечки ставили на подоконнике – ближе к раме. Наутро смотрели, где больше растаяло соли, где менее, а где и совсем нет. Это указывало на то, какие месяцы будут дождливые, какие сухие.
Гадания о замужестве.
Мать завязывала дочери глаза, водила ее по комнате, затем отпускала: иди, куда хочешь. Если дочь приходила к двери – значит, ее ждет скорое замужество.
Гадали на кольце: брали обручальное кольцо матери или бабушки, опускали его в стакан с водой и смотрели. В полночь в кольце должен был показаться суженый, если же показывался холмик – это означало, что девушка замуж не выйдет.
Наливали воду на блюдце и пускали туда две тонкие иглы. Если иголки сойдутся, то девушка выйдет замуж за милого.
Из середины поленницы вытаскивали полено, если оно гладкое; без сучков – муж добрый и красивый, если сучковатое – муж вспыльчивый, злой. Сколько на вытащенном полене окажется сучков – столько и детей будет.
По народному поверью, святочные гадания в этот вечер обязательно сбываются.
«Кликанье мороза»
«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.
Обряд исполнял хозяин или хозяйка, вынося для мороза «угощение» (овсяный кисель, кутья, блины) и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь (перед сочельническими трапезами в Святки), утром (после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг) или днем (во время праздничного обеда в Пасху). Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:
«Дед‑Мороз, Дед‑Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в его «задабривании»:
«Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя».
Это вечер колядок и канун Старого Нового года. Согласно народным поверьям, в этот день нужно было соблюдать народные обряды и по приметам судить о том, какой будет погода в течение всех 12 месяцев. Во многом приметы совпадали с 1 января. Считалось, что это наиболее удачный день для гаданий, во время которых можно узнать правду о будущем.
13 января – это Васильев вечер и Старый Новый год, Щедрый вечер. Принято было в полночь стряхивать снег с деревьев – это сулило хороший урожай. Если на Васильев вечер ветер приходит с южной стороны, это обещает хорошие удои и улов рыбы. Если ветер 13 января дует с Востока, то будет хороший урожай фруктов. Кстати, в соответствии со старыми обычаями, отмечали не День Василия, а именно его канун – Васильев вечер. Его называли Щедрованием или Щедрым вечером. Распространены были в этот период святочные гадания. Люди говорили: «Что нагадаешь на Васильев вечер, то и сбудется». Кроме того, 13 января гадали девицы на женихов. Существовало поверье, что в этот вечер ведьмы крадут месяц, чтобы никто не видел гуляний нечистой силы. Имеются и приметы, связанные с этим днем.
Распространен обряд варения каши на Васильев вечер. Кашу 13 января готовили до рассвета. Хозяйка вынимала чугунок из печи и произносила: «Просим к нам в дом, со своим добром». После этого осматривала кашу: если чугунок был полным, то это сулило удачный год, а если чугунок был наполненным не до краев, то это сулило несчастье. Также на Васильев вечер ходили в гости, угощались пирогами и блюдами из свинины.
Многие считали число 13 несчастливым и старались не начинать в этот день никаких новых дел, не планировать ничего важного. Единственное, 13 января – праздновали Старый Новый год шумными гуляниями и застольями. Верующие отправлялись в церковь, чтобы помолиться Святому Василию.
Народные приметы на 13 января
- Если ночь выдается звездной и ясной, то урожай будет богатым и обильным
- Если на Меланию стоит теплая погода, то это примета к тому, что лето будет дождливым
- Если человек родился 13 января, то он наделяется даром предвидения и способен предсказывать будущее. В качестве оберега ему рекомендуется носить лазурит и хризолит
- На столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины – скот будет плодовитым, а в семье будет царить лад и мир.
- Чем обильнее застолье, тем более удачным будет весь год
- Если хозяева 13 января хорошо примут колядовщиков, то это принесет им счастье, и наоборот
- Если 13 января на улице туман, значит, в Новом году человека ждет счастье, а урожай будет богатым
- Сильная вьюга сулит богатый урожай орехов
- Если небо звездное, то будет много ягод и грибов
- Если на Васильев вечер выпадает новолуние, то реки весной из берегов не выйдут.
- Оттепель 13 января обещает дождливое лето
- Если солнце стоит высоко – садоводы соберут богатый урожай
- Если ночь 13 января безлунная, то это нечистая сила месяц украла
- Считать мелочь в этот день нельзя – это предвещает слезы
- Все сны 13 января считаются вещими
- Если заболеешь на Старый Новый год, то выздоравливать будешь медленно
https://veda-k.forum2x2.ru/