Прыжки в прорубь студеной январской ночью прочно ассоциируются у нашего народа с православным праздником Крещения. Особенный размах ночные Крещенские купания приобрели после распада СССР. С 90-х годов накануне этого праздника выпуски новостей не обходятся без телесюжетов о подготовке специальной проруби – иордани, и комментариев спасателей, врачей и священников о том, как нужно, и нужно ли вообще совершать это ледяное омовение.
При этом мысль, что ночное купание вовсе не является церковным установлением, далеко не всем приходит в голову.
Происхождение обычая
Праздник Крещения восходит к Евангельской истории. Во всех четырех Евангелиях повествуется о том, что в дни правления Ирода явился пророк Иоанн и призывал к покаянию и очищению через крещение (омовение) в водах реки Иордан. Вместе со многими, приходившими к Иоанну, крестился и Спаситель. Это событие положило начало выходу Христа на проповедь, и сопровождалось схождением на Иисуса Духа Святого в виде голубя и гласом с небес, возвестившим: «Се, Сын мой возлюбленный». Поэтому праздник носит еще одно название – Богоявление. Христос впервые явился народу не как сын плотника из Назарета, а как Сын Божий.Из всего сложного Богословского символизма этого события, в народном сознании наиболее прочно закрепился образ омовения (купания) в реке, как наиболее близкий и понятный всем.
Этот образ наложился на еще более древние, языческие обычаи почитания воды вообще, родников, озер и рек как источников жизни и очищения. В результате возникла традиция купания в проруби по случаю праздника Крещения.
Насколько древний этот обычай, судить довольно сложно. Очевидно лишь, что традиция Крещенских купаний зафиксирована уже в XIX столетии.
В Петрозаводске, в губернской газете в 1870 году описывается такое массовое купание, и говорится, что повторяется оно в праздник Крещения каждый год. Об окунании в прорубь на Крещение пишет в повести «Соборяне» Лесков. Красочное описание Крещенского купания, переходящего в соревнование в «холодостойкости» есть в книге Шмелева «Лето Господне». В собрании очерков Куприна «Листригоны» о жизни балаклавских греков тоже есть описание Крещенского купания. Православные греки окунались, понятное дело, не в реку, а в море.
В книге Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», опубликованной в начале XX века, сказано, что обычай купаться в праздник Крещения бытует в народе «с древних времен», и что особенно придерживаются его те, кто в Святки «рядился», облачался в личины, мазал лицо золой и в таком виде ходил колядовать. Считалось, что купание в проруби смывает скверну святочных непотребств. Это представление проистекало от поверья, что в Крещенскую ночь вода во всех источниках становится «святой».