Старая Россия была исключительно аграрным обществом, но особенности расположения страны были не совсем подходящими для сельского хозяйства. Долгие морозные зимы, короткое лето и не слишком высокая производительность земель – все это существенно осложняло жизнь русским землепашцам. Тем более, что большая часть истории страны пришлась на время, справедливо называемое в исторической науке «малым ледниковым периодом», среднегодовая температура была существенно ниже современных средних результатов, а отсутствие прогрессивных высокотехнологичных способов обработки пахотных земель и выведенных селекционерами морозостойких злаков делало жизнь крайне непредсказуемой. Фактически Россия находилась в так называемой зоне рискованного земледелия, а это означает, что на горизонте всегда маячила страшная перспектива голода.
Негативный образ старых дев
В разных областях страны таких женщин называли по-разному (вековухами, браковками, перегодницами, залетными), но отношение к ним повсюду было примерно одинаково неприветливым. Им запрещено было жить отдельным домом, принимать участие в общих народных гуляньях и праздниках, порой им перепадала самая тяжелая и грязная работа по дому. Чаще всего они продолжали жить с родителями, а в случае их смерти — уходили «приживалками» в дома к старшим братьям. В таких случаях их участь становилась особо незавидной: им приходилось всецело посвящать себя уходу за племянниками, но нередко о благодарности со стороны родственников речь даже не шла. Недовольство родных объяснялось тем, что таких женщин приходилось содержать, в то время, как их более благополучные ровесницы сразу же после свадьбы отправлялись жить в дом мужа и вливались в его семью.
Они часто пользовались дурной славой у односельчан. Одинокие и забытые, они постепенно обрастали жутковатым ведьмовским ореолом. О них ходили недобрые слухи, шепотки, перетолки. И, пожалуй, не было в русском селе человека более нелюбимого и несправедливо униженного. Считалось, что старые девы могут осознанно губить почти вызревший урожай, делая так называемые «заломы» на созревающих колосьях. В некоторых случаях рассказывали, что браковки проводят свои ночи в обществе различной нечисти: чертей, домовых и даже самого Сатаны. Считалось, что злые духи проникают в дома старых дев через дымоход, обратившись в сонм огненных вихрей.
В конце XIX столетия в одной из Ярославских деревень было записано следующее предание: «В Давыдковской волости жили в одном доме две сестры-девицы. Одна из них была пожилая, другая – девушка-невеста. К старшей и прилетал каждую ночь огненный змей. Нередко, подходя к избе, посторонние слышали разговор, причем, кроме голоса хозяйки, явственно слышался и посторонний мужской голос. Войдя в избу, они никого не видели, кроме самой хозяйки. Посещая эту пожилую девицу, змей приносил ей деньги, и она, не получая ниоткуда никаких средств, жила очень богато. Умерла эта девица в ужасных мучениях. Говорят, что умирающую свою сожительницу змей хотел затащить под печку сквозь небольшое окошечко, но она не прошла и умерла тут».
Опознать браковку было очень легко даже по внешнему виду, так как в их костюме причудливо сочеталась детская и старческая одежда.