Предсмертная подготовка
Британский египтолог Эрнест Бадж в книге «Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц» приводит рассказ о смерти египтянина Ани. Узнав, что Ани умирает, к нему стали приходить служители храма, чтобы подготовить его к смерти. Они дежурили возле Ани, ожидая, когда он испустит дух.
«Один приносил ему амулет, другой – лечебный отвар из трав и т.д.», – отмечал Бадж.
Хотя предназначение отвара описано как медицинское, не исключено, что его функция заключалась в том, чтобы ускорить смерть или очистить организм умирающего.
Но ещё в большей степени успешной мумификации способствовала диета. И здесь имущие классы Египта находились в худшем положении, чем неимущие. Дело в том, что тела худощавых людей быстрее подвергались воздействию натрона (натриевого щелока), растворявшего мышечный слой в процессе мумификации.
«Аскетическая жизнь египетских бедняков после их смерти позволяла бальзаматорам тратить меньше усилий для обеспечения сохранности их останков», – констатирует кандидат исторических наук Эдуард Дворников.
Предсмертная подготовка к мумификации существовала и у народа ибалои, живущего на севере Филиппин. Издавна они сохраняли трупы методом копчения и хоронили их в позе эмбриона в пещерах Кабаяна. Для очищения тела ибалои давали умирающим людям растительные продукты, а для обезвоживания поили их солёной водой. Непосредственно же перед смертью человек выпивал концентрированный соляной раствор.
В какой-то степени влияние на посмертное состояние тела, оказывала, вероятно, и психологическая готовность к смерти. Но о соответствующих ритуалах известно мало. Некоторые сибирские шаманы занимались мысленным «препарированием» собственного тела – они «вынимали» из себя сердце, «очищали» кости от плоти и т.д. Возможно, такие практики являются отголосками обрядов, связанных с мумификацией, которая в древности практиковалась на Алтае и в Туве.