До V века нашей эры Богоявление и Рождество праздновали в один день — 6 января. День, объединявший два нынешних праздника, называли «Богоявление» (по-гречески — Феофания), празднуя приход Христа в мир и Его крещение в водах Иорданских.
Память о древнем совмещении жива в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и в северной Шотландии, на Шетландских островах (где, как и в Питере, летом белые ночи, а зимой, как в Архангельске, сполохи).
А еще древнее соединение праздников отражено в сходстве их встречи: сначала сочельник с постом до звезды и одинаковый чин Богослужения в праздники и в их навечерия.
Праздник начинается вечером 18 января, навечерием в Крещенский Сочельник. «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, а название сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день делать сочиво. От слов «сочень», «сочиво», «сочевица», «сочевник» и произошло название сочельника.
В народе праздник получил множество названий: «Крещенский сочельник», «Крещенский вечер», «Голодная кутья» или «Голодный святой вечер», «Свечки» (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками).
В древности в навечерие Крещения и в сам праздник крестили «оглашенных» (готовящемуся к крещению «оглашали» — читали — Евангелие и другие необходимые тексты), и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения, а воскресный день перед праздником — неделей перед Просвещением.
Православные держат строгий пост в течение всего дня перед праздником (до «первой звезды»), а вечером, как и перед Рождеством, вся семья собирается за столом, к которому подают постные блюда, в их числе сочиво (кутья) из риса, меда и изюма с маковым, миндальным или ореховым соком и медом.
Сочиво ставят на стол перед Рождеством и Крещеньем в воспоминание о посте Даниила и трех отроков, которые, дав обет поститься, не принимали царских угощений, а питались зернами пшеницы.
Пожилые люди особенно строго соблюдали пост и ничего не ели до вечерней звезды, а затем пили освященную воду и ели «сочни» — небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В старину «разговлялись» коливом — разваренной пшеницей, подслащенной медом.
В память о крещении Иисуса Христа на реке Иордан в Крещенский сочельник совершается особый обряд — Великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой или просто крещенской водой.
Слово «крещаю» или «крещу» в переводе с греческого означает «погружать в воду». Вода символизирует омовение души во имя Отца, Сына и Святого Духа. Считается, что она очищает человека от грехов и направляет на путь истинный.
Набранную в храме или на источнике освященную воду приносят домой, и пользуются ей до следующего праздника Крещения: пьют, умываются, окропляют жилище. Крещенская вода, как правило, не портится, оставаясь свежей целый год и дольше.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
18 января Православная церковь отмечает Крещенский Сочельник — преддверие большого церковного праздника Крещения Господнего. В этот день совершается первое Великое освящение воды, которая обладает целебными и чудодейственными свойствами.
В ночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится не просто живительной влагой, а ее способности могут быть самыми невероятными! Эта освященная вода не портится со временем, где бы ее не хранили. По сравнению с обычной водой, которая спустя несколько дней начинает издавать неприятный запах, эта вода остается кристально свежей и через год! В старину, многие умывались снегом в этот день, веря, что он поможет избавиться от тяжких недугов. Девушки использовали его как косметическое средство для отбеливания лица, а талую воду — в качестве целебных компрессов. Интересным фактом является то, что капля освященной воды наделяет такими же свойствами и обычную воду, поэтому и появилось выражения «Капля святыни море освятит!». По приданиям, накануне Крещения Господнего люди обращались к Богу с просьбами, которые он выполнял, если они были искренними.
Очень хочется, чтобы человеческие дела и помыслы были такими же чистыми, как вода в Крещенский сочельник, однако это под силу только нам самим, поэтому стоит задуматься на своими поступками!