Мало кто об этом знает, но разница между юлианским и григорианским календарями с каждым столетием становится все больше, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем на один день. Сейчас разница составляет 13 дней, но пройдет еще 85 лет и с 1 марта 2100 года она дорастет до 14 дней. И если к тому времени люди не придумают другой вариант летоисчисления, то с 2101 года православное Рождество и Старый Новый год будут праздновать на день позже.
В России, Украине, Беларуси и некоторых других странах Старый Новый год представляет особое значение для православных верующих. Ведь с окончанием Рождественского поста становится оправданным веселье, неуместное 31 декабря, когда пост еще длится. Но и среди тех, кто не считает себя верующим, Новый год по старому стилю не теряет популярность, а только приобретает дополнительные «баллы». Все больше людей относится к этой дате как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или даже позволяет почувствовать это очарование впервые. Ведь торжество, приходящееся на 13 января, куда более спокойное, ему не свойственна суета, являющаяся неизбежным спутником «обычного» Нового года.
Обычаи и традиции на старый Новый Год
Также у наших предков-славян существовал важный обряд варения каши. Эта традиция напоминала гадание на будущий год. Обряд варения каши проводился в ночь с 13 на 14 января по новому стилю. Старшая женщина в семье ровно в два часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин – воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу. Далее вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, причитала: «Сеяли, растили гречу все лето; Уродилась каша греча И крупна, и румяна. Звали-позывали нашу гречу Во Царьград побывать, На княжеский пир пировать. Поехала греча во Царьград Побывать со князьями, Со боярами, С честным овсом, С золотым ячменем. Ждали гречу, Дожидали у каменных врат; Встречали гречу князья и бояре, Сажали гречу за дубовый стол Пир пировать, И приехала наша греча К нам гостевать». После этого все вставали из- за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, смотрели, полон ли горшок. Если каша выползала из него – это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка тоже хорошего ждать не приходилось. После снятия пенки осматривали саму кашу – если она была наваристой, значит, будет и счастье, и урожай. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же выбрасывали в реку.
Вечером крестьяне выходили на улицу щедровать (надевали маски, наряжались и шли к соседям). Гуляющие пели щедровки (особые песни, в которых величаются хозяева дома, к ко- торым пришли ряженые). За эти песни ряженые получали самые щедрые за все время колядования подарки. Отсюда и одно из названий 13 января – щедруха. На Новый год было принято щедро угощать домашних и гостей мясом и жирными блюдами, поэтому этот день назывался еще и «жирная кутья». Считалось, что чем щедрее хозяева угостят или одарят колядующих, тем богаче будут жить в наступающем году.