- брать на себя ответственность за свою жизнь, а иногда за жизнь других;
- делать выбор, иногда в непростых ситуациях;
- рисковать;
- конкурировать;
- много работать, чтобы достигать;
- брать самому, а не ждать, что дадут другие.
Да, мы говорим себе это, мы знаем это с детства. Все это нам говорили наши родители, а им их родители, и мы все это говорим нашим детям, а они будут говорить своим!
Но от всего этого устаешь, и ...
Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.
Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили.
В каждом возрасте - свои потребности, а значит, забота и любовь родителей с каждым годом имеют свои особенности.
В младенчестве начинает формироваться доверие, поэтому любовь для ребенка заключается в чуткой заботе матери о его потребностях. Если в этом возрасте мать была ненадежна, отвергала ребенка и т.д., то это может сформировать подозрительность и опасение за свое благополучие.
Во взрослой жизни с такими людьми тяжело установить контакт, в отношениях они часто подвергают партнера испытаниям и проверкам на доверие. В близких отношениях могут чувствовать себя беззащитными и уязвимыми.
Чуть позже, в года 2-3, ребенок учится быть автономным и развивает самоконтроль. Если родители препятствуют развитию в этих направлениях, например, нетерпеливо и настойчиво делают то, что ребенок вполне может сделать сам или, наоборот, ожидают действий, которые ребенок самостоятельно сделать не в состоянии — формируется чувство стыда. А если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка и, тем самым, остаются глухими к его истинным потребностям, возникает сомнение в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой.
Уже будучи взрослыми, такие люди вместо того, чтобы быть уверенными, думают, что другие пристально их рассматривают и относятся с подозрением и неодобрением.
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.
И тогда во взрослой жизни таким «большим детям» не хватает целеустремленности и решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
В школьном возрасте у детей формируется трудолюбие. Если в этот период сомневаются в способностях ребенка или в статусе среди сверстников, это может отбить охоту учиться дальше, а также может сформироваться чувство неполноценности, которое в дальнейшем убьет уверенность в своей способности эффективно функционировать и существовать в мире.
Если дети воспринимают школьные достижения и работу как единственный критерий, по которому судят об их достоинствах, во взрослой жизни они могут стать «рабочей силой» в установленной обществом ролевой иерархии.
А теперь упражнение направленное на изменение:
Предлагаю протянуть руку помощи своему внутреннему ребенку и помочь ему вырасти.
Для этого найдите свою детскую фотографию или просто представьте ребенка, который в вас живет. Сколько ему лет? Как он выглядит? О чем думает? Кто рядом? Что его беспокоит?..
Поговорите с ним…
Возьмите лист бумаги и два карандаша разного цвета: один в правую руку, другой — в левую. Если вы правша, то правой рукой пишите от лица себя-взрослого, а левой — от лица вашего внутреннего ребенка. Если вы левша, то наоборот.
В диалоге только вы и ваш внутренний ребенок. Кто из вас первый пойдет на контакт? С чего вы начнете ваше общение? Ответы, полученные на ваши вопросы, могут быть для вас неожиданными.
Теперь, когда вы нашли ребенка и вступили с ним в разговор, пришла пора установить с ним те взаимоотношения. Общайтесь с малышом внутри столько, сколько ему захочется. Спросите, чего ему не хватает. Дайте ему то, что он просит. Назовите его по имени, скажите тёплые, добрые слова, выразите ему свою любовь. Посоветуйте ему что-нибудь.
Будьте ему таким родителем, в каком вы нуждались тогда.
Признать, что не всесильна.
Что не можешь, не тянешь.
Что кто-то - да, и больше поднимает, но ты - нет, для тебя тяжело.
Что есть предел веса, который ты можешь "выжать." И он уже наступил. Сам факт признания предела своих возможностей - уже достижение. Люди выросшие в эпоху- "нет такого слова- "не могу", есть такое слово -"надо" - обучены игнорировать усталость, боль, отвращение.
Уметь делать "через не могу" - считалось отличным навыком и всячески поощрялось. (Чего стоит юная падчерица, отправившаяся в лютый мороз в ночной лес за подснежниками, да еще после тяжелой работы весь день).
И что греха таить, эта способность была основным условием выживания. Пройти через голод, войну, непосильный труд и лишения могли только люди, способные игнорировать любую боль и усталость. Пока ты можешь передвигаться - ты жив. Упадешь - тебя пристрелят или затопчут.
Хотя мы не живем сейчас в условиях концлагерей, когда нужно передвигаться, чтобы остаться в живых, но ощущение, что дуло пистолета приставлено к виску, есть у многих.
Пойдёшь медленнее, откажешься бежать, присядешь отдохнуть, опустишь руки, откажешься тянуть - "пулю в голову и до свидания". Никому ты не нужен такой. И самое страшное, себе самому такой не нужен.
Признаться, что не тянешь, - это признаться в слабости, признать, что ты не всемогущ, утратить всесилие: всесилие ребенка, которому с малых лет внушили, что он взрослый, сильный, самостоятельный. А он маленький - метр с кепкой, от горшка два вершка , из-за авосек и не видно, а тянет, надрывается! Такая советская девочка лет четырех, еще и коляску впереди себя толкает с младшим братом. Взрослая, поди-ж, ты, самостоятельная!
Вырастая, она не ведает усталости, способна пахать, пока не свалится. Ей и невдомек, что она - женщина вообще-то, и ни как не должна пахать, как четыре мужика, да и как один - не должна. А если вспомнить про возраст или то, что беременная или с двумя малышами на руках и , что готовка на ней, уборка, а ночами она еще и конспекты учит... А все прет, прет. Взрослая, сильная!... А всего лишь девочка, девушка, маленькая женщина, немолодая уже и здоровьем часто не отличающаяся... А все прет!!! Как в детстве сказали: "Ты большая, сильная!" - так и тащит с тех пор.