В сочетаниях имён языческого и христианского из глубины веков дошёл отзвук соединения культур и верований, остатков балто-славянкой мифологии с христианским мировосприятием жизни, бытовавших в Господине Великом Новгороде на стыке конца X и начале XI веков.
Из новгородских легенд:
«Троица Коломну.
Перынь Богородица,
Шило святое,
Юрь монастырь.
Помогай нам»
Как в Римской империи, так и на Руси победившие христиане освящали места языческих святилищ и кладбищ сооружая на этих местах храмы. В Великом Новгороде на месте капищ языческого Перуна был построен монастырь Рождества Богородицы, поручивший наименование «Перынского» или в народе просто: «Перынь Богородица». Имя языческого бога не умерло до сих пор и живет в названии Перынской Рощи, живописно раскинувшейся на полуострове, выступающем в озеро при самом истоке Волхова. Весной, в половодье. Перынь превращается в остров, где меж сосен белеет небольшая церковка скита, бывшего до революции местом уединения монахов соседнего Юрьева монастыря.
В 991 году, когда согласно древней пословице, – «Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня огнем», идол Перуна был низвергнут. Об этом софийская летопись повествует так:
«Прииде Нову городу архиепископ Аким и требища разори и Перуна посече повелеши в Волхов и повязавши ужи влечеху до калу бьюще железнем и пихающе. И в то время вошел в Перуна бес и возопил: «О, горе! Ох, мие! достался немилостивым сим рукам. И зриниша его в Волхов».
«Плыви, дубовый бог,
Плыви себе, плыви»
И он поплыл вниз по Волхову к городу, но когда воды несли бога сквозь устои великого моста, Перун внезапно воспрянул и, бросив свою палицу на мост, изрек: «На сем мя поминают новгородские дети». Заповедав этим биться новгородцам на великом волховском мосту, и, прибавляет летописец: «ныне безымные убивающие утеху творят бесам».
Спускаясь дальше по течению, идол Перуна приплыл к берегу у устья речки Питьбы, впадающей в Волхов. Тут один питьбянин вышел на реку, собираясь в лодке везти горшки продавать в город. Увидев Перуна, питьбянин ударил его шестом и, оттолкнув, сказал: «Довольно ты, Перунище, поел – попил, плыви теперь прочь».
Седой Волхов унес Перуна. Но по его завету бились новгородцы на Волховском мосту. Мост был не только местом кровавых междоусобных битв, в которых сталкивались сторонники враждебных социально-политических партий, боровшихся в вечевом городе, но здесь происходили и, подчас тоже кровавые, игры, в которых тешили свою удаль молодцы новгородские, как об этом поется в былине о Василии Буслаеве.
Древний обычай биться дубинками на мосту, вероятно, и породил легенду о палице Перуна. Этой легендой народная мысль объясняла себе обычай, происхождение которого было давно забыто. Обычай этот, несомненно, имеет языческое происхождение и, возможно, был действительно связан с культом Перуна, у капища которого могли происходить такие боевые игрища, подобные тем военным играм, которые устраивались во время языческих погребальных тризн подле курганов.
Те дубинки или палицы, которыми новгородцы бились на Волховском мосту, хранились в одной из церквей, а именно в церкви Бориса и Глеба. Этот интересный факт свидетельствует о том, что при таких играх бились не просто палками, а особыми палицами, хранившимися в священном месте – в церкви. Оттуда из церкви Бориса и Глеба эти дубинки были взяты и сожжены в 1652 году по приказанию Новгородского митрополита Никона. Никон, после подавления новгородского восстания 1650 года, стремился изгладить последние следы новгородской самобытности и уничтожить древние новгородские обычаи.
Но совершенно изгладить всех обычаев Москве не удалось. В XVIII-XIX веках еще было в обычае у новгородцев сходиться на бой – сторона на сторону, но только уже теперь не на мосту, а зимой на льду реки Волхова. В этих битвах стенкой на кулачках еще в конце XIX веха принимали участие взрослые парни, и даже мужики. А до последних лет сбегались сражаться и ребятишки с Софийской стороны против ребят Торговой. Такие сражения происходили всегда в определенном месте против древней Буяновской улицы Торговой стороны. Там же раньше бились новгородцы, неведомо для себя выполняя древний обычай, идущий еще от языческих времен.
© В. С. Пономарев (Псков 1943) – «Палица Перуна» – из газеты «За родину».