К метафизическим упражнениям не следует относиться как к испытаниям, которые дают предлог для соревнования с другими искателями Истины в красочности пережитых видений и повод для претензий на принадлежность к духовной аристократии. Все метафизические упражнения, которые достойны этого названия, подразумевают открытие в душе света добродетели, красоты и мудрости.
В качестве иллюстрации для этого урока взято классическое произведение дзэнского изобразительного искусства. На картине изображен одинокий странник — монах-отшельник, который стоит на вершине огромной скалы, всматриваясь в простирающийся перед ним туман. Вдали смутно вырисовываются очертания высоких гор, которые ярко контрастируют с сучковатыми и искореженными деревьями на переднем плане.
(((Картинка, стр. 10. Подпись к ней:)))
[(Китайское полотно, в котором прослеживается заметное дзэнское влияние. Из собрания автора.) Пилигрим с посохом в руках стоит на краю сферы чувственного восприятия. Он обращен лицом к расплывчатым очертаниям далеких гор, которые символизируют запредельные духовные Истины. Пилигрима отделяет от горных вершин океан тумана, пропасть Майи. ]
Об одиночестве мудреца и о том, что искатель Истины становится пилигримом, путешествующим от звезды к звезде, сказано немало.
Для невежды мудрец кажется одиноким, потому что пребывает в недосягаемых глубинах сознания. Однако сам мудрец не чувствует себя одиноким. Мудрость приближает его к жизни; он осознает свой контакт с сердцем мира более непосредственно, чем любой обычный человек. Пристрастие к чтению книг может привести к одиночеству, ученость может толкнуть на отстаивание правоты своих убеждений, однако мудрец, устремленный вдаль, видит перед собой не пустоту, но пространство, наполненное жизнью, Истиной и Законом.
Последователь метафизического учения становится одиноким, когда пытается быть чем-то большим, нежели он есть на самом деле. Вперед ушла лишь одна его часть. Он презрел старые привязанности, но еще не дорос до новых идеалов. Он отрекся от материальных вещей, но так и не перерос их. Он одержим своим неведением и стремится к ущербной истине. Такой человек одинок и несчастен. Пространство вокруг него пусто, ибо он не постиг вездесущности Истины.